?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 
 
Синхронизация мозга человека в процессе понимания речи

Исследование с помощью МРТ процесса понимания показало, что в процессе общения происходит синхронизация мозга. Чем лучше понимание, тем более синхронизованными оказываются процессы в мозгах слушающего и говорящего. Причем происходит не простое отражение, а сложный процесс, разворачивающийся во времени. Мозг слушающего может как отставать на 1-3 секунды от мозга говорящего, так и опережать его.


Исследователи из Принстона провели серию опытов, показавших, что мозги собеседников во время их общения синхронизируются. Степень синхронизации прямо коррелирует с тем, насколько говорящий и слушающий понимают друг друга. Кроме того, был экспериментально подтвержден эффект предугадывания мыслей собеседника. Чем дольше люди общаются, тем больше процессы в их мозгах начинают походить друг на друга.

Самый смелый вывод из проведенных экспериментов — они позволяют обосновать, почему люди разделяются на множество групп, которые не могут между собой договориться, в то время как внутри каждой из групп люди прекрасно понимают друг друга. Все дело в том, что люди делятся на группы в зависимости от “устройства” их мозга — люди с одинаково работающими мозгами гораздо лучше способны понимать друг друга.

Другой же еще более важный вывод — длительное общение способно подстраивать мозги собеседников друг под друга. Поэтому, чем больше люди пытаются говорить друг с другом, тем больше у них шансов на понимание, причем, даже того, о чем люди прямо и не говорили между собой.

Исследования проводила группа невролога Грега Дж. Стефенса (Greg J. Stephens) из Принстонского университета. Использовав магнитно-резонансный томограф (МРТ), они целенаправленно выявляли активность мозга человека в процессе передачи, восприятия и понимания речи.

 

Долгое время общим местом нейрофизиологии было представление, что речь и восприятие речи — это два отдельных процесса, за которые отвечают разные области коры головного мозга. Считалось, что речь контролирует участок под названием зона Брока, а в процессе распознавания и понимания речи задействована зона Вернике.

Однако последние исследования показали, что деятельность этих центров взаимосвязана. Эти предположения и решила проверить группа Грега Стефанса. Кроме того, основываясь на результатах предшествующих работ, касающихся передачи и восприятия речи, исследователи решили проверить гипотезу, согласно которой в ходе общения мозг, скорее всего, каким-то образом подстраивается под собеседника.

Чтобы проверить, как именно происходит активация различных зон коры у говорящего и слушающего, ученые записали пятнадцатиминутный рассказ девушки-добровольца. При этом одновременно регистрировались изменения активности ее мозга при помощи МРТ. Были зафиксированы как места активностей, так и время их проявления.

Затем исследователи предложили 11 добровольцам, мозг которых также сканировался, прослушать записанную историю. После чего провели анкетирование и опрос, чтобы выяснить насколько каждый из них запомнил и понял прослушанное.

Проанализировав картину изменений кровотока в мозге испытуемых, исследователи нашли подтверждение своей гипотезе — активность мозга в зонах, связанных с речью, у слушателей оказалась практически полностью соответствующей активности тех же зон у рассказчика. Кроме того, были активированы зоны, связанные с системой зеркальных нейронов.

Но и это еще не все. У испытуемых синхронно начинали работать и те участи коры головного мозга, которые связаны с осмысливанием полученной информации. Т.е. согласование мозгов происходило не только на уровне восприятия звуков речи, но и на уровне понимания информации, в ней содержащейся.

Другим любопытным итогом эксперимента стал вывод о временных задержках в процессах восприятия чужой речи. Чаще всего активность мозга слушающего отставала на 1-3 секунды от рассказчика, но иногда наблюдалось и опережение.

Подобное предугадывание мыслей собеседника прямо коррелировало с уровнем взаимопонимания и заинтересованности в восприятии слушателем новой информации.

Исследовали сравнивали не только мозг говорящего с мозгами слушающих, но и слушающих между собой. Оказалось, что у всех одиннадцати добровольцев мозг подстраивался под рассказчика схожим образом. Однако те слушатели, которые продемонстрировали более полную синхронизацию с рассказчиком, впоследствии смогли гораздо лучше пересказать услышанную историю.

В другой серии экспериментов испытуемым предложили прослушать речь на незнакомом языке (в качестве такового выбрали русский). Оказалось, что несмотря на дружественный тон и использование подчеркнутых смысловых интонаций синхронизации нейронной активности зафиксировано не было (за исключением активации слуховой зоны). “Англоговорящий мозг” воспринимает русскую речь как набор более-менее случайных звуков. Что еще раз доказывает, что именно понимание информации связанно с процессом синхронизации мозга.

И последний вывод из полученных в ходе эксперимента данных: схожесть работы мозга прямо пропорционально зависит не только от понимания информации, но и от продолжительности общения. Более длительное прослушивание понимаемой информации приводит к большей синхронизации мозгов собеседников. В т.ч. к большему проценту случаев предугадывания…

 

Итак, эксперимент продемонстрировал, что процесс понимания людьми друг друга очень сильно зависит от возможностей их мозгов входить в состояние синхронизации. Причем речь идет не только о понимании речи, но и о понимании в процессе общения в самом широком смысле этого слова. Помочь же в “улучшении синхронизации” может все тоже общение.

Т.е. идеальный процесс понимания выглядит так: больше общения → больше синхронизации → больше понимания → больше общения…

Самым простым примером здесь могут служить семьи, в которых есть общие темы для разговора (в основе которых может быть: схожее образование, общее хобби, общая работа/проблема). Известно, что именно в таких семьях дольше всего и сохраняется взаимное понимание. Поэтому, если у вас разладилось взаимопонимание в семье, с друзьями или коллегами — старайтесь больше с ними общаться — синхронизируйте мозги…

(источник – EN, источник – RU)

 

Читайте на One-fact.ru

1-space-fact

Теория панспермии в действии: бактерии в открытом космосе выжили 553 дня

1-tech-fact

Клип с поющей и танцующей девушкой-роботом штурмует вершины популярности 

1-human-fact

«Развивающие игры» не повышают показатели IQ взрослого человека 

1-med-fact

Радикальное продление жизни — совместное дело генной инженерии и образа жизни

1-sex-fact

Почему самки высших приматов кричат во время секса? — Все дело в социальном ранге партнеров



Если Вас заинтересовала статья — всегда рады прочесть Ваше мнение в комментариях. Кроме того, Вы можете сохранить в своем журнале анонс статьи и поделиться ею с друзьями. Для этого достаточно нажать на кнопку «Записать у себя». Это еще будет и большой помощью для 1-human-fact журнала: привлечет новых читателей и покажет, какую тему стоит развивать дальше. Спасибо!

( читать всю статью на One-fact.ru )

( комментировать/ читать комментарии на One-fact.ru )


.

Зафрендить 1-human-fact Сохранить в соц.сетях Подписка(RSS,e-mail) Твиттер 1Fact журналов «Like»

.






Comments

( 10 comments — Leave a comment )
nichonenado
Nov. 27th, 2010 10:34 am (UTC)
Молодцы учёные!:) Всё так и есть! Мои собственные дети понимают любое мой объяснение всегда(!) только со одного раза! Какой бы трудный материал ни был! Хорошая статья.:)
1_human_fact
Nov. 27th, 2010 12:11 pm (UTC)
Повезло вам с детьми)
А сколько им лет?
nichonenado
Nov. 27th, 2010 12:13 pm (UTC)
Сейчас уже 16 и 11.:)
1_human_fact
Nov. 27th, 2010 12:24 pm (UTC)
Тогда это действительно значительное достижение)
Тьфу-тьфу, чтобы в ближайшие 5-10 лет все удалось сохранить...

Вообще же массовые психологические исследования показывают, что степень близости мировосприятия у родителей и выросших детей проигрывает близости среди людей одного поколения.
Но это "как правило". Всегда есть счастливые исключения.
nichonenado
Nov. 27th, 2010 12:38 pm (UTC)
Я привела пример 10-летней давности. Когда дети были маленькие, дошкольный возраст и начальные классы. Там очень много всего основополагающего нужно было объяснять. И я чувствовала, как синхронно со мною они мыслят, прямо подключаются как-будто ко мне проводами, и представляют ЯРКО те примеры, которые я им привожу.
sulfid
Dec. 23rd, 2010 12:20 am (UTC)
ну, очевидно, что в процессе обучения внимание ребенка управляется вниманием взрослого. Зеркальные нейроны покруче проводов будут %)
kodopik
Nov. 27th, 2010 11:59 am (UTC)
Интересно было бы провести такие исследования касаемо письменной речи. Разослать одновременно испытуемым (не контактирующим друг с другом) текст и следить за реакциями мозга. А потом сравнить с результатами теста из статьи.
1_human_fact
Nov. 27th, 2010 12:14 pm (UTC)
Да, это было бы очень интересно.
Но, скорее всего, будет очень не просто выстроить связанную картину. Т.к. люди читают очень по разному (скорость чтения может отличаться в разы + оч. многие читает тексты не линейно (повторы, перескоки, возвраты и т.п.)).
sulfid
Dec. 23rd, 2010 12:23 am (UTC)
процесс чтения у разных людей может различаться куда сильней хотя бы потому, что строится на "осколках" НП факторов и оттого варьируется индивидуально чуть больше, чем живая речь.
svetoli
Jan. 24th, 2011 08:32 pm (UTC)
Отличная статья, вчера убедилась, что без нужного количества общения отношения распадаются. Утащу к себе статью)
( 10 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

...



Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner